моцарт и сальери отношения



В разделе Литература на вопрос 1)Тема трагедии Моцарт и Сальери.. 2)Слова показывающие отношение Сальери к музыке и искусству заданный автором [WizArD] лучший ответ это Первоначальный вариант названия трагедии "М. и С. " - "Зависть", но Пушкин отказывается от этого названия. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца. "М. т и С. " - это единственная из "Маленьких трагедий" где созданы образы не вымышленных, а реальный исторических лиц. Однако пушкинский М. т так же далек от реального М. , как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, ныне опровергнутой, будто бы М. был отравлен Антонио С. , ненавидевшим и питавшим к нему жгучую ненависть. Но П. все же использует эту легенду, вспоминая эпизод, разыгравшийся во время представления оперы М. "Дон Жуан": "раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый С. вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью". Ненормальный с точки зрения здравого смысла поступок С. показывает, что его совершил человек не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес. Что же привело С. к убийству? С. с самого раннего детства посвятил себя музыке, он не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов. С этого момента и начинается роковое движение С. к преступлению. Поставив искусство выше человека, С. убеждает себя в том, что человек и его жизнь может быть принесена в жертву этому фетишу. Первый шаг к убийству - утверждение, что убийца лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не несет. Затем делается самый решительный шаг: слово "убить" заменяется словом "остановить": …я избран, чтоб его Остановить… При этом С. агрессивной стороной считает М. , это существенно в софистике убийства: жертва изображается как сильный и опасный атакующий враг, а убийца - как обороняющаяся жертва. В этом произведении можно выделить еще одну тему - каинову. Тема Каина и его жертвы - одна из самых важных в "Моцарте и Сальери". Ведь каинова тема - это тема С.. С. так же возмущен несправедливостью, как и Каин, он говорит: "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше". Его тяжелый труд не принят Богом. Труд земледельца Каина тяжелее труда Авеля, как труд С. , который "поверил… алгеброй гармонию", тяжелее труда "безумца" и "гуляки праздного" М.. Преступление С. так же протестно и интеллектуально, как и преступление Каина. Не даром в древних сказаниях Каин предстает первым убийцей и первым интеллектуалом, задающим Богу непростые вопросы. Эти же вопросы задает и С. , интеллектуал, работяга, ремесленник. Мораль ясна: С. работал в расчете на вознаграждение, М. творил, потому что ему нравилась музыка, и поэтому его беззаботная жертва принята, а жертва С. отвергнута. Награда М. - уже в самой его работе, он может быть бесславным, нищим потому, что спасается своей музыкой. С. же в своем творчестве видит не цель, а средства. Однако для П. все не так просто: в пьесе его интересует не мораль, а проблема художника-творца. Сомнения С. , его зависть принадлежат не ему одному, но и П. Осип Мандельштам писал: "В каждом поэте есть и М, и С". Многие критики отмечают парадоксальное братство этих героев: М - это эхо С, а С - эхо М. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба героя, но с разной интонацией. М. спрашивает: "А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? " С. утверждает: "Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда… " Еще одна важная тема в пьесе - тема смерти, тема "черного человека", которая связана с темой судьбы. Все рассказы о "черном человеке", о "Реквиеме" С. мог воспринимать как напоминание о принятом им решении, но он не отказывается от него. С. - логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна справедливость, он не понимает, почему вдохновение не дается ему без труда? Почему он не гений? А М. отвечает, что гений не способен на злодейство. После ухода М. , С. спрашивает: "Но ужель он прав, и я не гений? "

Ответ от Карина[гуру]
1) Тема - зависть. И еще - два типа творцов: ремесленник и гений.
2) Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию.

Ответ от Инь и Ян[гуру]
чтоб было совсем быстор, пиши сам! ))
насколько я знаю, С. был для своего времени более успешен и востребован! и вина его лишь в том, что помогал он гению не афишируя свою благотворительность

Ответ от . . . . . . . . - . -[гуру]
Меня восхитила здесь авторская вставка "… пишите все …". Ну, все, так все …. Не обессудьте …. Сами просили ….
Но, чур, уговор: Лошку отдайте даме в зеленой шляпе. Правда, сдается мне, что вопрос этот все же уйдет на голосование.
Однако ближе к делу.
История Моцарта и Сальери ныне столь замусолена искусствоведами, что тут и добавить как бы уже нечего. Гений и злодейство, гений и посредственность … Все это давно уже стало притчей во языцех. И соответственно набило оскомину.
При том, что роли в этой истории давно уж распределены. Раз и навсегда. Вольфганг Амадей Моцарт - гений, а Антонио Сальери - злодей и посредственность. Вот и Пушкин к тому тоже приложил руку. Сам - гений. Кто бы сомневался?
А вот был ли и Моцарт гением? Это еще надо посмотреть.
Вот ведь есть же художники, причисленные к лику гениев. Картины которых (баснословной стоимости) - сущая мазня. И все в глубине души понимают, что их и художниками называть-то зазорно. А заикнись о том …. Мало не покажется.
Так вот, о Моцарте.
Когда музыковеды стали скрупулезно разбираться с его творческим наследием, они с удивлением обнаружили поразительный факт. Оказывается, маэстро частенько использовал в своих произведениях музыку других композиторов. Не спрашивая на то ни у кого никаких разрешений.
Особенно в этом смысле оказался "пощипанным" его итальянский современник Паскуале Анфосси. Этот "потерпевший", кстати говоря, тогда был не менее знаменит, чем сам Моцарт. И много его плодовитее. Одних только опер в наследство потомкам он оставил более 70 штук, не считая множества прочих своих произведений.
И ныне специалисты убеждены, что музыка Анфосси, мягко говоря, "параллельна" с музыкой Моцарта в его великолепном "Дон Жуане", в волшебной "Волшебной флейте", а также в блистательной "Женитьбе Фигаро".
Такая же "параллельность" (и даже "гомоморфность") легко прослеживается и в заключительной части моцартовского "Реквиема". Да и в целом его музыка весьма близко перекликается с "Венецианской симфонией" Анфосси, созданной еще за 16 лет до явления Моцарту загадочного "Черного человека".
Впрочем, музыковеды и в остальных произведениях Моцарта обнаружили и продолжают обнаруживать и другие вкрапления мелодий иных композиторов. И спектр их, помимо Анфосси, оказался весьма широк. Поскольку Моцарт не брезговал одалживаться мелодиями и у известных маэстро, и у композиторов средней руки, и у совсем уж малозначительных музыкантов.
Согласитесь, что ситуация с гением Моцарта оказалась весьма сомнительного свойства. Если, конечно, оценивать ее беспристрастно, не закрывать глаза на вполне очевидные факты и не обращать внимания на мнение музыкальной общественности.
Тут начинало попахивать нешуточным скандалом, который еще неизвестно во что мог вылиться. Да и мотив ситуации с ядом в конфликте меж Моцартом и Сальери начинал прорисовываться совершенно в ином свете. Ведь надо же было как-то кому-то остановить, наконец, беззастенчивого плагиатора?
Однако музыкальная общественность быстро нашла выход из тупиковой ситуации. Ею было решено полагать, что скандальные действия Моцарта - "это не плагиат, а долг гения посредственности".
Даже, если перевести это словоблудие на обычный язык, то блудливости здесь ничуть не убавится.
Используя, мол, чужие мелодии в своей музыке, гений Моцарта дал "вторую и вечную жизнь произведениям-однодневкам". Они, дескать, в противном случае "непременно затерялись бы в исторической безвестности, сгинув навсегда без малейшей надежды на воскрешение".
Не правда ли, "круто взнуздано"?
Тут, похоже, одного стаканА будет маловато ….
За ваше здоровье ….
Мне надо все же прокомментить здесь дедушкин отказ от Лошки.
Дело в том, что он может, конечно, взять пару аккордов на гитаре. Может и "собачий вальс" двумя пальцами …. Но о Моцарте …?
Я и думаю: Может быть, дедушка здесь просто озвучил не свое мнение? И не сослался …. По-моцартовски ….
Потому и от Лошки он отказался. Чтобы совесть не мучила.

 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*